2010.03.019. МААС А., ДЕТТОЛЕ К., КАДИНУ М. ШАХ И МАТ? О РОЛИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В САМОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ВИДЕ СПОРТА.
MAAS A., D'ETTOLE C., CADINU M. Checkmate? The role of gender stereotypes in ultimate intellectual sports // European j. of social psychology. - Chichester, 2008. - Vol. 38, N 2. - P. 231-245.
Анна Маас и ее коллеги из Падуанского университета (Италия) предлагают новую трактовку психологических аспектов игры в шахматы как типа интеллектуально-соревновательной деятельности, в которой по-разному проявляют себя мужчины и женщины. До сих пор в социальной психологии шахмат доминировал когнитивный подход с упором на интеллектуальные предпосылки как гарантии успеха / неуспеха в этом виде спорта. Авторы настоящей статьи полагают, что более адекватное представление о том, почему женщины играют в шахматы иначе, чем мужчины, может дать изучение гендерных социальных стереотипов как фактора, определяющего «женский стиль» в шахматах под углом зрения его психологической мотивации.
Шахматы - один из немногих видов спорта, в котором женщины соревнуются не только между собой, но и (скорее как исключение, чем правило) с мужчинами. Тем не менее число представительниц прекрасного пола, приблизившихся к шахматному Олимпу, ничтожно мало (по данным ФИДЕ, женщины сегодня составляют менее 5% всех зарегистрированных участников шахматных турниров по всему миру). Чтобы понять причины столь очевидной гендерной асимметрии «в спорте, не требующем физических сверхнагрузок» (с. 233), итальянские исследовательницы обращаются к анализу описанных в литературе психологических предпосылок к успеху в шахматной игре вообще. Такими предпосылками считаются: а) степень активной вовлеченности в мир шахмат (количество часов, отданных теории и практике этой игры, участие в турнирах разных уровней); б) показатели развития долгосрочной и визуально-пространственной памяти (в особенности - способность запоминать расположение фигур на доске). Как свидетельствуют эмпирические данные, шахматистки не менее усердны в изучении теории, чем гроссмейстеры-мужчины, равно как не уступают им и в количестве шахматных баталий, правда, не самого высокого уровня. Что касается мнемонических способно-
стей, то индексы пространственной (точнее локализационной) памяти у женщин даже выше, чем у мужчин. Вместе с тем, как выяснилось, слабый пол в меньшей мере, чем мужчины, способен овладеть навыком ментальной ротации, связанным с развитием ментального воображения вообще. Но именно этот навык, т.е. способность представлять и удерживать в памяти вероятные ходы противника и свои ответные действия, а также увидеть (в буквальном смысле этого слова) позицию (локализацию шахматных фигур) «с точки зрения партнера», играющего фигурами другого цвета, т.е. в зеркальном ее отражении, имеет первостепенное значение в овладении шахматным искусством. Кроме того, женщины вообще и шахматистки в частности менее склонны к агрессии и наступательным действиям, чем мужчины, что является весьма существенным фактором в игре, лексически насыщенной такими понятиями, как атака, защита, поражение, победа, сражение, баталия, борьба и т.п.
Специальный анализ мотивационных факторов успеха в шахматах выявил значение следующих психологических составляющих этого типа деятельности: 1) общие способности к игре в шахматы (тактические, позиционные и т.п.); 2) овладение вербальным шахматным знанием; 3) развитие памяти (способность запоминать позиции и партии, описанные в шахматных учебниках); 4) установка на успех / победу в противовес страху проигрыша1. Этот же анализ (с использованием международных рейтингов шахматистов, где результативность оценивается с учетом степени мастерства противников) позволил его авторам сделать убедительный вывод о том, что «женщины испытывают заметные трудности в соревновательных игровых ситуациях, что не позволяет им проявить себя на турнирах в соответствии с реально присущим им уровнем шахматного мастерства» (цит. по: с. 233).
Накопленные эмпирические данные и промежуточные выводы психологов, занимающихся феноменом шахмат, позволили А. Маас и ее коллегам выдвинуть тезис о «целесообразности изучения неудовлетворительной женской игры в шахматы под углом зрения существующих гендерных стереотипов» (там же). При этом авторы статьи предлагают принять во внимание степень распро-
1 См.: Van der Maas H.L., Wagenmakers E.J. A psychometric analysis of chess expertise // American j. of psychology. - Champaign (IL), 2005. - Vol. 118, N 1. -P. 29-60.
страненности предрассудков в отношении «женских шахмат» как среди спортсменов и спортивных журналистов обоего пола, так и болельщиков-непрофессионалов и самой широкой околоспортивной аудитории. Суть этих стереотипов сводится к двум утверждениям: 1) женщинам присуща собственная манера игры в шахматы -отличная от «настоящей» (мужской) и более низкого качества; 2) если женщина играет в шахматы на уровне гроссмейстера-мужчины, ее женственность следует поставить под сомнение.
В социальной психологии имеются авторитетные исследования, демонстрирующие негативную роль гендерных стереотипов как в интеллектуальной (математика), так и в атлетических (гольф) видах деятельности. Причем активация («запуск») гендерных стереотипов в этих случаях осуществляется посредством разных психологических механизмов - когнитивных в первом случае, моторных - во втором. Шахматы как «синтез интеллекта и спорта» представляются в этой связи уникальным типом состязательно-игровой деятельности, и потому анализ функционирования гендер-ных стереотипов именно в этой сфере может быть крайне плодотворным, считают итальянские психологи. Тем более что мизерная представленность женщин в шахматном мире автоматически делает их «специфической» (заметной) социальной категорией, что является одним из главных требований концепции (отрицательного) влияния гендерных предрассудков (stereotype threat model) на формирование поведенческих паттернов1. Как заметила чемпионка мира по шахматам среди женщин Дженнифер Шахаде, «понятие женских шахмат не подразумевает какого-либо особого способа игры, скорее оно обозначает наш статус меньшинства в шахматном мире, что, по всей вероятности, и влияет на нашу манеру и способность делать это»2.
Виртуальный эксперимент Маас и ее соавторов предполагал решение четырех задач. Первая (основная) состояла в изучении гендерных стереотипов как потенциальной социопсихологической детерминанты женского стиля игры в шахматы. Вторая задача за-
1 Подробнее см.: Steele C.M., Spencer S.J., Aronson J. Contending with group image: The psychology of stereotype and social identity threat // Advances in experimental social psychology. - San Diego (CA), 2002. - Vol. 34. - P. 379-440.
Shahade J. Chess bitch: Women in the ultimate intellectual sport. - Los Angeles: Siles press, 2005. - P. 5.
ключалась в том, чтобы выяснить, меняется ли этот стиль в зависимости от гендерного состава партнеров. Третья была связана с проверкой гипотезы (косвенно подтвержденной в популярной книге Дж. Шахаде) о предпочтении женщинами защитно-оборонительной тактики (установка не на победу, а на участие - без явных промахов и ошибок). Четвертая касалась роли интеллектуального воображения и способности к ментальной ротации как гендерно обусловленного фактора успеха / неуспеха в мире шахмат.
В пилотном исследовании (23 представителя итальянской шахматной школы в возрасте 17-61 года, из них - 12 женщин) проверке подлежала гипотеза о широком социальном хождении стереотипа, постулирующего низший статус женщин в шахматном мире по сравнению с мужчинами. Данное предположение нашло безоговорочное подтверждение в ходе опроса, где респондентам предлагалось не только высказать личное мнение по этому поводу, но и прокомментировать ситуацию с точки зрения общепринятости такой оценки в мировом шахматном сообществе. Примечательно, что справедливость выдвинутого тезиса подтвердили не только опрошенные мужчины, но и женщины-шахматистки.
В основном эксперименте участвовали 42 мужчины и столько же женщин (все - члены Итальянской шахматной федерации), из которых были составлены виртуальные диады - с тем расчетом, чтобы партнеры в каждой паре были противоположного пола, но равного уровня мастерства. Участникам было предложено сыграть по две 15-минутные партии в Интернете, причем в первом случае им ничего не сообщалось о партнере, кроме его псевдонима, а во втором было сказано, что партнер - представитель противоположного пола (хотя на самом деле на протяжении обеих игр противники были одни и те же). Кроме пола партнера, участникам второй игры вскользь напоминали о том, что, «как считается, женщины в шахматах слабее мужчин». Тем самым осуществлялась скрытая активизация гендерного стереотипа на фоне неявной установки на игру с партнером противоположного пола.
Результаты виртуальной серии шахматных партий оказались таковы: в тех случаях, когда шахматистки не знали пола своего партнера, не задумывались о нем или полагали, что играют против женщины, они одержали победу в 50% партий; если же им было известно, что их противник - мужчина, результативность составля-
ла всего 25% от результата первой серии игр. Иначе говоря, женщины играли значительно хуже, чаще демонстрировали «защитный» стиль поведения и явно заниженную самооценку в качестве гроссмейстеров во всех тех случаях, когда им было известно, что их противник - мужчина и когда им так или иначе напоминали об их «низшем» шахматном статусе по сравнению с сильным полом. Особого внимания, по мнению Маас, заслуживает тот факт, что участники-мужчины были уверены, что стиль игры «изменился», когда им сообщали, что их противник - женщина (тогда как на самом деле они играли все с той же представительницей слабого пола, о которой в первой игре отзывались как о «наступательном, жестком, волевом и сильном сопернике»).
Подводя итоги своей экспериментальной работы, итальянские психологи подчеркивают, что полученные результаты являются убедительным, хотя и не исчерпывающим (вследствие малочисленности женщин-шахматисток в Италии) доказательством того, что гендерная асимметрия в мире шахмат обусловлена не столько когнитивными способностями разных полов, сколько активизацией старомодных гендерных предрассудков, затрагивающих психологическую мотивацию женщин, которые решили утвердить себя в самом интеллектуальном из видов спорта.
Е.В. Якимова